Menu

Прибыль каждые 10 минут!

Области логистики

В настоящее время специалистами выделяется несколько функциональных областей логистики, причем до сих пор не существует единого мнения по их количеству. В общем случае выделяют пять направлений: транспортная, производственная, информационная, закупочная и распределительная логистика. Некоторые исследователи в самостоятельную подотрасль определяют складскую логистику, другие же утверждают, что она входит в состав закупочной. Впрочем, деление условно, так ни распределение, ни снабжение (закупки) невозможно осуществить без фактической перевозки товаров, сырья и материалов (транспортной логистики). А информационное сопровождение материального потока происходит на всех этапах и во всех функциональных областях логистики.

В сферу «ответственности» транспортной логистики входит транспортировка товаров между участниками логистической цепочки (например, при международных грузовых перевозках), при этом перемещения по территории склада или производства не является ее объектом. В рамках транспортной логистики принято различать перевозку, выполняемую подвижным составом сторонних организаций, и транспортными средствами организации – грузовладельца (строго говоря, в этом случае нельзя говорить о перевозке, т.к. с юридической точки зрения транспортировка становится перевозкой в момент заключения договора перевозки/доставки, для чего требуется минимум две стороны). С логистической точки зрения использование транспортных средств разной ведомственной принадлежности требует решения разных задач, и принятия разных же управленческих решений.

Производственная логистика отвечает на вопросы: как необходимо производить продукцию, чтобы суммарные затраты были минимальны. Особенность технологических процессов заключается в том, что все они в рамках одного цикла выполняются на ограниченной площади. При этом отдельные производственные циклы могут осуществляться на удаленных друг от друга объектах (справедливо для изготовления практически всех промышленных товаров за рубежом, например, автомобилей, оборудования, в России зачастую все этапы производства сосредоточены в одном месте, классический пример – АвтоВАЗ), тогда производственная логистика перемешивается с транспортной. Внутрипроизводственные отношения (логистические связи) регулируется не договорами, а распоряжениями, приказами, уставами и инструкциями вышестоящего начальства (при тянущих системах внутренними заказами).

Информационная логистика – управление информационными потоками, информацией. Информация может записываться на бумажных или электронных носителях, реже передается в устном порядке. В России до сих пор большим доверием пользуются бумажные носители, «что написано пером, то не вырубишь топором». В практике многих предприятий отмечаются многочисленные изменения, вносимые рядовым персоналом в электронные записи «задним числом». Это приводит к неразберихе, невозможности установления фактов кражи, пропажи, порчи товаров, выявления виновных. Поэтому электронный документооборот дублируется бумажным, да и суды в России пока не воспринимают электронные документы в качестве основных доказательств. Тем не менее, использование электронных средств позволяет добиваться значительного ускорения обработки информации, в настоящее время это понимают на самом верхнем уровне, результатом чего стало, например, внедрение электронной формы декларирования при таможенном оформлении в качестве основной формы декларации.

Закупочная логистика, снабжение – область логистики, в рамках которой решаются вопросы по снабжению предприятия всем необходимым сырьем и материалами, от сырой руды до ручек и писчей бумаги и стикеров для администрации, управленцев и прочих офисных сотрудников. На закупщиков возлагаются обязательства по поиску поставщиков (в том числе за рубедом, например, в Китае), их оценке, окончательному выбору (и всему, что с этим связано, включая проведение тендеров, контроль поставок). На практике, выборы поставщиков могут проводиться не совсем честно, когда приоритет получает тот из них, сотрудник которого внесет «откат». Более 70% рабочего времени закупочного отдела приходится на решение текущих проблем: мониторинг уровня запасов в сети (если не выводить это в рамки отдельного направления логистики – складской логистики), решение трудностей при задержках в поставках, или при поставках товаров не в том количестве или ассортименте, не с тем качеством, в котором предполагалось. Традиционная беда отделов снабжения, это все возрастающая нагрузка на сотрудников при снижении численности персонала (директора и владельцы компаний считают, что отдел закупок непосредственно не приносит деньги фирме, а лишь их тратит, и по традиции видят единственный способ снижения затрат в сокращении персонала). Так же решает стратегический вопрос «make or buy» в отношении второстепенной продукции и полуфабрикатов.

Распределительная логистика – в классическом понимании занимается дистрибуцией, снижением затрат на продвижение товаров. На практике, вместе с маркетинговым отделом должна отвечать на вопрос: что и в каком количестве производить. В тянущих системах выступает внутренним заказчиком для производственной логистики. В общем случае решает стратегический вопрос: заниматься ли продвижением самостоятельно, или действовать через сеть посредников (дистрибуторов). Возможна и смешанная схема, когда часть продукции реализуется самостоятельно, а часть – через независимые или дочерние торговые компании. Например, волгоградский Конфил предлагает возможность приобретения продукции, как непосредственно в своей торговой сети (представленной несколькими торговыми точками вблизи производства), так и через сеть дистрибуторов (куда более значительная часть продукции).